МКДОУ «Военногородской детский сад»

изо

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Конструктивные особенности  здания  МКДОУ «Военногородской детский сад» не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации.

Здание оснащено противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в  детском саду отсутствуют, но при необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо из числа сотрудников, прошедших обучение  по курсу «Организация тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов». На территории ДОУ организовано специальное парковочное место для инвалидов.

Изо

Территория МКДОУ «Военногородской детский сад» асфальтирована или имеет твердое покрытие.  

 Наличие адаптированных лифтов, поручней, расширенных дверных проемов.

Здание образовательного учреждения было построено в 1984 году. По проектной документации дверные проемы были спроектированы без учета  обеспечения доступности инвалидов. В данном случае требуется реконструкция учреждения для увеличения дверных проемов.

Наличие сменных кресел -колясок.

Наличие сменных кресел-колясок не предусмотрено , в связи с невозможностью использования, учитывая проект здания.

Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений  в организации.

Здание образовательного учреждения было построено в 1984 году. По проектной документации не предусмотрены санитарно-гигиенические помещения с учетом доступности для инвалидов. В данном случае требуется реконструкция  учреждения для выделения санитарно-гигиенического помещения с учетом доступности инвалидов.

Дублирование для инвалидов по слуху и зрению звуковой и зрительной информации

В МКДОУ «Военногородской детский сад»  обозначены знаками желтого цвета лестницы, двери,  навигация по образовательному учреждению, позволяющих инвалидам получать образовательные  услуги наравне с другими.

Изо

Изо

Изо

Изо

Наличие альтернативной информации версии официального сайта организации в сети " Интернет" для инвалидов по зрению.

 На официальном сайте МКДОУ «Военногородской детский сад» имеется  специальная версия для инвалидов по зрению. 

 

О специально оборудованных учебных кабинетах

 

 

Приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания в ДОУ не имеется. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.

Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

О библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

 

 

В детском саду имеются 8 ноутбуков, все с выходом в интернет, 2 интерактивных стола, 1 логопедический стол, 1 интерактивная доска, 1 мультимедийный проектор. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

Для повышения качества педагогического процесса  используются такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы,  обучающие программы. В своей практике используем мультимедийные презентации и обучающие программы, т.к. материал, представленный различными информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками.  

  В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно- развивающую деятельность: 2  учителя – логопеда, педагог-психолог, 1 учитель – дефектолог, 1 музыкальный руководитель,  инструктор по физической культуре.

 При организации  образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батут, сухой бассейн, объемная змейка.   В ДОУ организовано взаимодействие со специалистами  службы ПМПК,  обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников.

 

Условия питания воспитанников обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями здоровья.

В учреждении организовано сбалансированное  питание в соответствии с примерным 10-дневным меню, утвержденным приказом.

Питание детей  осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими  правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 27.10.2020г. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется. 

Условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.

Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется  фельдшером ФАП п. Восточный в соответствии с договором на оказание медицинских услуг и осуществляет контроль за здоровьем детей, проводит вакцинацию детей. Обеспечивается оказание несовершеннолетним первичной медико-санитарной помощи:  организуются профилактические осмотры; проводится санитарно-просветительская работа; противоэпидемические и профилактические мероприятия. Санитарно-гигиеническое состояние учреждения соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 28.01.2021г.: световой, воздушный и питьевой режимы поддерживаются в норме. С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия. 

Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора.

Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям: весы медицинские; имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей. Для оздоровления детей используют бактерицидные облучатели для очистки воздуха.

В образовательном учреждении с целью охраны  здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

  • проведение профилактических осмотров;
  • мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
  • осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
  • обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
  • осуществление контроля за физическим,  гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
  • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует  требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

В Учреждении имеются спортивный зал, спортивная площадка, с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками организуется непосредственно образовательная деятельность  по физической культуре 3 раза в неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу Учреждения.

Согласно СанПиН 2.3/2.4.3590-20, СП 2.4.3648-20  разрабатывается:

  • режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
  • составляется расписание занятий для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.

В детском саду проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры.

Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитанники МКДОУ «Военногородской детский сад» не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет. Инвалиды и лица с ОВЗ  могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.

Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В нашем детском саду  имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи).

 

Кабинет учителя- логопеда содержит:

- материалы и игры по темам

- зеркало с лампой дополнительного оснащения

- комплект зондов для постановки звуков

- дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания

- картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков

- логопедические альбомы для обследования

- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам

- настольно-печатные дидактические игры

- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы

- методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.

Кабинет  учителя- дефектолога содержит:

- материалы и игры по темам

- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам

- настольно-печатные дидактические игры

- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы

- методическая, дидактическая, справочная и художественная литература


Письмо Министерства труда и социальной защиты Тульской области от
11.07.2017 № 17ДЛ/5379 О внедрении социального персонального
информационного навигатора для детей инвалидов.

Во исполнение поручения от 05.07.2017 № 55-К-20/7696 на обращение
Государственного учреждения – Тульского регионального отделения Фонда
Социального страхования Российской Федерации по вопросу внедрения
Социального персонального информационного навигатора (далее - ПИН) для
детей-инвалидов сообщаю.
ПИН - это годовая программа, где маршрут обеспечения ребенка с
ограниченными возможностям расписан по месяцам в течение года. Документ
содержит информацию о сроках доставки технических средств реабилитации и
протезно-ортопедических изделий, способах информирования о доставке,
контактные данные.
За каждым ребенком закреплен сотрудник регионального отделения - куратор
ПИНа, который контролирует исполнение этой программы. Куратор работает
индивидуально с каждой семьей.
Предлагаем направить информацию о внедрении ПИН в адрес министерства
здравоохранения Тульской области, министерства образования Тульской
области, а также государственных учреждений, подведомственных
министерству труда и социальной защиты Тульской области, для дальнейшего
информирования населения о внедрении ПИН.

Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с подписанием Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов и подготовкой к ее последующей ратификации (от имени Российской Федерации Конвенция подписана 24 сентября 2008 года в штаб-квартире ООН в рамках «договорного мероприятия» 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, приуроченного к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, Министром иностранных дел С.В.Лавровым).

Нормативно-правовые материалы в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации представляют документы нескольких уровней:

Международные (подписанные СССР или Россией)

Международная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Федеральная нормативно-правовая база обучения, воспитания и образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

 

«Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»

 

Региональные (Законы Тульской области, постановления и распоряжения Правительства Тульской области ,  а также приказы Министерства образования Тульской области).

Воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье

«Нормальное воспитание ребенка с самыми тяжелыми и даже множественными нарушениями возможно, если с рождения рядом с ним постоянно находятся любящие взрослые, правильно понимающие основные задачи его воспитания в разные возрастные периоды», - так считает Татьяна Александровна Басилова, кандидат психологических наук, зав. кафедрой специальной психологии факультета клинической и специальной психологии МГППУ.  

  1. Басилова Т.А.Появление в семье ребенка с нарушениями зрения http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=160
    отрывок из публикации: Басилова Т.А.О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания.-М.,Рос.гос.б-ка для слепых,2009
  2. Басилова Т.А.Развитие движений у ребенка с нарушениями зрения http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=161
    отрывок из публикации: Басилова Т.А. О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания.-М.,Рос.гос.б-ка для слепых,2009
  3. Басилова Т.А.Развитие наблюдения и подражания у ребенка с нарушениями зрения http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=159
    отрывок из публикации: Басилова Т.А. О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания.-М.,Рос.гос.б-ка для слепых,2009
  4. Басилова Т.А.Развитие средств общения у ребенка с нарушениями зрения http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=158
    отрывок из публикации: Басилова Т.А. О слепых детях с дополнительными нарушениями и проблемах их семейного воспитания.-М.,Рос.гос.б-ка для слепых,2009
  5. Басилова Т.А., Александрова Н.А.Формирование здоровых телесных ощущений как основы эмоционального контакта ребенка со взрослым. Развитие тактильного чувства. http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=157
    Отрывок из книги: Как помочь малышу со сложным нарушением развития : Пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. – 1-е издание. – М. : Просвещение, 2007
  6. Басилова Т.А., Александрова Н.А.Развитие зрительного и слухового восприятия. http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=156
    Отрывок из книги: Как помочь малышу со сложным нарушением развития : Пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. – 1-е издание. – М. : Просвещение, 2007
  7. Басилова Т.А., Александрова Н.А.Развитие игры. http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=155
    Отрывок из книги: Как помочь малышу со сложным нарушением развития : Пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. – 1-е издание. – М. : Просвещение, 2007
  8. Лурье Н.Б.Некоторые особенности воспитания ребенка с глубоким нарушением зрения в семье.  http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=162

Печатается по изданию:
Некоторые особенности воспитания ребенка с глубоким нарушением зрения в семье // Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье (сборник научных трудов) // Под ред. Л.И. Солнцевой и В.П. Ермакова, стр.112–126.

  1. Алехина С.В.Интервью «Терпение родителей и труд специалистов могут принести хорошие результаты в воспитании детей-аутистов»  http://www.1tv.ru/news/other/207831

Первый канал, Центральное телевидение, 23 мая 2012

  1. Ахутина Т.В.Воспитание и обучение леворуких детей . http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=163


Т.В. Ахутина, зав.лаб. исследования трудностей обучения ИПИО МГППУ, отвечает на вопросы онлайн-конференции по образованию и воспитанию левшей для РИА Новости.Примерно для каждого седьмого человека на Земле использование левой руки является предпочтительным, однако "леворукость" в разное время служила источником всевозможных легенд и слухов, левшей недолюбливали и долгое время пытались переучивать. Каковы причины развития "леворукости"? Каковы особенности воспитания и обучения ребёнка-левши? Стоит ли переучивать ребёнка пользоваться правой рукой? С какими трудностями сталкиваются левши в современном мире?

  1. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А.Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха). http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=167


Москва, 2011 (Инклюзивное образование№7) Книга, которая перед вами, – это рассказ о том, при каких условиях дети с ограниченными возможностями развиваются, подчиняясь закономерностям развития нормальных детей. Другими словами – как нормализовать условия обучения и воспитания детей-инвалидов. В книге представлен практический опыт абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста в разных условиях воспитания и обучения – в семье, в детском саду и в школе. Данный опыт базируется на теории, лежащей в основе психолого-педагогической «Системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушениями слуха», существующей и эффективно работающей с 1966 года. Основным педагогическим средством построения учебного процесса в этой Системе является конструирование взрослым (родителем, воспитателем, учителем) собственного педагогического поведения. В книге предложена методология, способы и средства, для того чтобы взрослый мог организовать эффективное учебное и воспитывающее пространство в условиях инклюзивного образования. Исследования показали, что использование данного метода активизирует речевое развитие детей с нормальным слухом. Поэтому рекомендации по организации общения и формированию речи и речевого слуха у детей с нарушениями слуха оказываются чрезвычайно полезными в обучении слышащих детей. Метод успешно применяется в инклюзивной практике

 

Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям ограниченными возможностями здоровья в детском саду

В дошкольных образовательных организациях обеспечиваются доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья; осуществляется индивидуально ориентированный подход к побору и разработке образовательного маршрута каждому ребенку, независимо от уровня его развития, нарушения и состояния здоровья; расширяется и обновляется спектр образовательных услуг; все участники образовательного процесса обеспечиваются высококвалифицированной коррекционной, психолого-педагогической и медико-социальной помощью.

В соответствии с Законом  об образовании РФ для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях создаются специальные образовательные условия. Рекомендации по созданию специальных  условий,  необходимых для образования каждого конкретного ребенка с ОВЗ психолого-медико-педагогическая комиссия.  на основе особых образовательных потребностей ребенка. Родители  имеют право  присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей (ФЗ № 273 от 29.12.12 статья 74).

Родителю ребенка с ОВЗ необходимо передать  рекомендации, сформулированные в Заключении ПМПК, руководителю образовательной организации. На основании этого документа руководитель образовательной организации обеспечит создание специальных условий, требуемых ребенку с ОВЗ.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  (ФЗ № 273 от 29.12.12 статья 79): понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.